Новые работы по финансовому анализу
- Анализ финансового состояния Акционерного коммерческого банка «АВАНГАРД» - публичное акционерное общество (ПАО АКБ «АВАНГАРД») (рег. номер 2879)
- Анализ финансового состояния АО «Датабанк» (рег. номер 646)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ» (рег. номер 53)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк Синара (рег. номер 705)
- Анализ финансового состояния АО «Дальневосточный банк» (рег. номер 843)
О некоторых особенностях новой модели господдержки сельского хозяйства в условиях интеграции России в ВТО
Вступление России в ВТО породило множество проблем, связанных не только с осознанием социально-экономических последствий данного события, но и с разработкой механизмов адаптации российской экономики к новым условиям. В этой связи хотелось бы проанализировать один из важнейших аспектов вхождения нашей страны в мировое сообщество. Речь в данном случае идет о влиянии интегрирования России в ВТО на аграрный сектор экономики страны, а также о происходящих в этой связи изменениях в способах и механизме государственной поддержки сельского хозяйства.
Для начала обратимся к характеристике основных аспектов соглашения России и ВТО в области сельского хозяйства.
Как известно, в рамках ВТО вопросы сельского хозяйства рассматриваются в двух соглашениях: Соглашении по сельскому хозяйству и Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам.
Соглашение по сельскому хозяйству, в первую очередь, регулирует предоставление мер, направленных на поддержку сельского хозяйства. Что касается мер такой поддержки, то в соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО их можно подразделить на три основных блока: первый – это внутренняя поддержка, второй – доступ на рынок; третий – экспортные субсидии.
В свою очередь, внутренняя поддержка в рамках ВТО разделяется на три типа, их еще называют корзинами, которым присвоены разные цвета – зеленая, желтая и голубая. Основной принцип распределения мер по корзинам – это то, оказывают ли меры искажающие воздействие на торговлю, либо не оказывают.
«Зеленая корзина» – это те меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений. Это так называемая разрешенная поддержка. Двумя основными критериями отнесения мер поддержки к «зеленой корзине» являются следующие: во-первых, финансирование должно осуществляться из государственного бюджета в рамках правительственной программы, а не за счет потребителей, а, во-вторых, поддержка не должна иметь своим последствием поддержку цен производителей.
В качестве примера можно привести меры, направленные на поддержание и создание инфраструктуры, на компенсацию потерь в случае каких-то стихийных бедствий, на страхование доходов сельхозпроизводителей, на поддержку сельскохозяйственной науки и образования и т.д.
Меры «желтой корзины» стимулируют производство и торговлю посредством ценовой поддержки, субсидирования процентных ставок по кредитам, компенсаций затрат на ГСМ, электричество и т.д. Такие меры ограничены в объемах и должны сокращаться. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее – АМП).
Третья, «голубая корзина» включает меры для ограничения производства с целью повышения цен на рынке до выгодных производителям. Такие меры, в основном, используются в Европейском союзе. В России в настоящее время подобные меры не применяются.
Используя вышеупомянутую терминологию, можно сделать следующий вывод: для сложившейся к настоящему времени в России системы регулирования АПК характерно преобладание именно тех форм и методов, применение которых ограничивается или запрещается правилами ВТО. Речь идет о «желтой корзине». Так, в отечественном животноводстве вплоть до последнего времени широко использовались такие запрещенные в рамках ВТО формы поддержки как: дотации на продукцию животноводства; дотации (субсидии) на комбикорма; льготное кредитование сельскохозяйственных производителей за счет средств федерального и регионального бюджетов, включая списание и пролонгацию долгов; ценовая поддержка компенсации разницы между закупочной и рыночной ценой на сельскохозяйственную продукцию и многие другие. Что касается «зеленой корзины», то она также существовала до вступления России в ВТО, но в весьма ограниченном масштабе.
В результате переговоров по сельскому хозяйству Россия в рамках ВТО приняла обязательства по максимальному размеру агрегированных мер поддержки («желтая корзина») на уровне 9 млрд. долл. США на период до 2013 гг. с дальнейшим поэтапным его снижением до фиксированного (связанного) уровня в 4,4 млрд. долл. США к началу 2018 года.
В этой связи заметим, что уровень поддержки, предусмотренный обязательствами на 2018 год, соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства в 2006-2008 гг. Другими словами, хотя Россия и взяла на себя обязательства в 2 раза снизить общий размер субсидий сельхозпредприятиям, фактически разрешенная поддержка отрасли не должна уменьшиться. В первые годы переходного адаптационного периода она может даже увеличиться. Следовательно, с позиции объемов прямой государственной поддержки каких-либо оснований говорить об ущемлении российского аграрного сектора со стороны ВТО в среднесрочной перспективе нет.
Что же касается самого требования жесткой фиксации для каждой страны-члена ВТО объемов «желтой корзины», то это ограничение, как нам представляется, может и должно позитивно отразиться на дальнейшей судьбе российского аграрного сектора. Введение лимитирования по АМП обусловливает в первую очередь неизбежную трансформацию устоявшихся теоретико-методологических подходов к вопросам поддержки отрасли и, как следствие, необходимость смены приоритетов в реальных инструментах ее господдержки. Речь в данном случае идет о переориентации аграрной политики государства в пользу использования мер «зеленой корзины».
Именно на меры «зеленой корзины» делают сегодня основной упор развитые страны. Так, если в конце 80-х годов прошлого столетия удельный вес традиционной рыночной и ценовой поддержки в общем объеме господдержки сельского хозяйства в странах Евросоюза составлял 91%, то в середине девяностых годов произошло масштабное увеличение объемов мер «зеленой корзины». В настоящее время фермеры Евросоюза и США получают в рамках данной корзины до 90% от общего объема внутренней поддержки отрасли.
Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что в современных условиях огромное значение приобретает способность российского правительства выделить наиболее эффективные меры поддержки, которые позволят АПК лучше реагировать на сигналы рынка, максимизируют темпы роста сельхозпроизводства и минимизируют искажения рыночных индикаторов. Очевидно, что для решения указанных задач более всего подходят меры «зеленой корзины». На их максимальное использование нацелена, в частности, принятая правительством России Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы» (далее Госпрограмма).
Согласно Госпрограмме в период с 2013 по 2020 годы из федерального бюджета РФ на нужды агропрома поступит более 1,5 триллиона рублей, т.е. по 190 млрд. в год, что эквивалентно 6,3 млрд. долларов. Плюс к этой сумме еще 770 млрд. рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается 9,6 млрд. долларов в год, т.е. сумма, превышающая даже нынешний максимум АМП, который правилами ВТО установлен для России. При этом в рамках Госпрограммы планируется увеличение доли господдержки в формате «зеленой корзины». Так, если в 2013 г. ее удельный вес в общем объеме господдержки должен составить 47,3%, то к 2020 году данный показатель должен вырасти до 57,4%.
Следует также отметить, что Госпрограмма содержит ряд новаций по сравнению с программой поддержки сельского хозяйства, завершившейся в 2012 году. Так, в соответствии с Госпрограммой часть действующих прямых мер по поддержке растениеводства трансформируется в субсидии на поддержку доходности на 1 га пашни. Свои правила выдачи субсидий приняты и для производителей молока: поддержка по молоку будет производиться в расчете на один литр произведенного молока соответствующего качества. По усредненным расчетам Минсельхозпрома, субсидия на 1 л. молока составит 1,2 руб. для молока высшего сорта и 40 коп. для молока первого сорта. Все это потребует от крестьян больше внимания уделять вопросам качества и доходности.
Кроме того, в целях адаптации сельского хозяйства к условиям членства России в ВТО в настоящее время разработан и подписан Президентом РФ Федеральный закон №236-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», предусматривающий еще одно новое направление господдержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий Речь идет о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Дело в том, что согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, - эти меры относятся к «зеленой корзине» и потому не подлежат сокращению.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что соотношение издержек и выгод от членства России в ВТО во многом будет зависеть от того, насколько грамотно государство будет использовать те преимущества, которые дает ему это членство.
Применительно к сельскому хозяйству речь должна идти о переориентации государственного субсидирования в направлении максимального задействования мер «зеленой корзины». При соблюдении данного условия процесс присоединения России к ВТО может стать катализатором инновационных процессов, способных обеспечить высокую конкурентоспособность и эффективность сельскохозяйственного производства.
Источник: Тихомирова Ю.А. «О некоторых особенностях новой модели господдержки сельского хозяйства в условиях интеграции России в ВТО»
Отчеты по крупнейшим российским компаниям
- Анализ финансового состояния Публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ПАО Сбербанк) (рег. номер 1481)
- Анализ финансового состояния ПАО Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (ПАО Банк «ФК Открытие») (рег. номер 2209)
- Анализ финансового состояния ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (ПАО «НК «Роснефть») (ИНН 7706107510)
- Анализ финансового состояния ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» (ПАО «Аэрофлот») (ИНН 7712040126)
- Анализ финансового состояния ПАО «Магнит» (ИНН 2309085638)
- Анализ финансового состояния ПАО «Нефтяная компания «Лукойл» (ПАО «Лукойл») (ИНН 7708004767)
- Анализ финансового состояния ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») (ИНН 7708503727)
- Анализ финансового состояния ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388)
- Анализ финансового состояния ПАО «Газпром» (ИНН 7736050003)
- Анализ финансового состояния ООО «Лента» (ИНН 7814148471)
- Анализ финансового состояния Банк ВТБ (ПАО) (рег. номер 1000)
- Анализ финансового состояния ПАО «КАМАЗ» (ИНН 1650032058)
- Анализ финансового состояния ПАО «МегаФон» (ИНН 7812014560)
- Анализ финансового состояния АО «Российский Сельскохозяйственный банк» (АО «Россельхозбанк») (рег. номер 3349)
- Анализ финансового состояния «Газпромбанк» (Акционерное общество) (Банк ГПБ (АО)) (рег. номер 354)
- Анализ финансового состояния ПАО «Сургутнефтегаз» (ИНН 8602060555)
- Анализ финансового состояния ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (ПАО «МТС») (ИНН 7740000076)
- Анализ финансового состояния ПАО «Детский мир» (ИНН 7729355029)
- Анализ финансового состояния АО «Тандер» (ИНН 2310031475)
- Анализ финансового состояния ПАО «НОВАТЭК» (ИНН 6316031581)
- Анализ финансового состояния ООО Банк Оранжевый (рег. номер 1659)
- Анализ финансового состояния ПАО «Акционерная нефтяная компания «Башнефть» (ПАО АНК «Башнефть») (ИНН 0274051582)
- Анализ финансового состояния ПАО «Газпром нефть» (2019-2021 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «ГМК «Норильский никель» (ИНН 8401005730)
- Анализ финансового состояния ПАО «Северсталь» (ИНН 3528000597)
- Анализ финансового состояния ПАО «Транснефть» (ИНН 7706061801)
- Анализ финансового состояния ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина (ПАО «Татнефть») (ИНН 1644003838)
- Анализ финансового состояния ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (ПАО «НЛМК») (ИНН 4823006703)
- Анализ финансового состояния ПАО «М.видео» (ИНН 7707602010)
- Анализ финансового состояния ПАО Акционерная компания «АЛРОСА» (ПАО АК «АЛРОСА») (ИНН 1433000147)
- Анализ финансового состояния ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ПАО «ММК») (ИНН 7414003633)
- Анализ финансового состояния АО «Тинькофф Банк» (рег. номер 2673)
- Анализ финансового состояния ПАО «Совкомбанк» (рег. номер 963)
- Анализ финансового состояния АО «АЛЬФА-БАНК» (рег. номер 1326)
- Анализ финансового состояния ПАО «ПИК-Специализированный застройщик» (ПАО «ПИК СЗ») (ИНН 7713011336)
- Анализ финансового состояния ПАО «Промсвязьбанк» (2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния АО «Дикси Групп» (ИНН 7704249540)
- Анализ финансового состояния ПАО «Мечел» (2019-2021 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «СИБУР Холдинг» (ИНН 7727547261)
- Анализ финансового состояния АО «Почта России» (ИНН 7724490000)
- Анализ финансового состояния ПАО СК «Росгосстрах»
- Анализ финансового состояния ПАО «ГАЗ» (2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО РОСБАНК (рег. номер 2272)
- Анализ финансового состояния ПАО «Вымпел-Коммуникации» (ПАО «ВымпелКом») (ИНН 7713076301)
- Анализ финансового состояния АО «Данон Россия» (ИНН 7714626332)
- Анализ финансового состояния ПАО «Российские сети» (ПАО «Россети») (ИНН 7728662669)
- Анализ финансового состояния ПАО «АВТОВАЗ» (2019-2021 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «РусГидро» (ИНН 2460066195)
- Анализ финансового состояния ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК») (ИНН 7708619320)
- Анализ финансового состояния ПАО «Восточный экспресс банк» (ПАО КБ «Восточный») (2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «Силовые машины» (2017-2019 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ООО «Спортмастер» (ИНН 7728551528)
- Анализ финансового состояния ООО «АШАН» (ИНН 7703270067)
- Анализ финансового состояния ПАО «Акрон» (ИНН 5321029508)
- Анализ финансового состояния ПАО «ФосАгро» (ИНН 7736216869)
- Анализ финансового состояния ПАО «Трансконтейнер» (ИНН 7708591995)
- Анализ финансового состояния ПАО «Полюс» (МСФО, РСБУ, 2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния АО «Почта Банк» (рег. номер 650)
- Анализ финансового состояния ПАО «Уралкалий» (ИНН 5911029807)
- Анализ финансового состояния ПАО Нефтегазовая компания «Русснефть» (ПАО НК «Русснефть») (ИНН 7717133960)
- Анализ финансового состояния АО «АльфаСтрахование»
- Анализ финансового состояния ПАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (ПАО «Красный Октябрь») (ИНН 7706043263)
- Анализ финансового состояния ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ОАО «ТВЗ») (ИНН 6902008908)
- Анализ финансового состояния ПАО «Группа Черкизово» (ИНН 7718560636)
- Анализ финансового состояния СПАО «Ингосстрах»
- Анализ финансового состояния ПАО «СКБ-банк» (2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «Банк «Возрождение» (2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «Пигмент» (2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» (ПАО КБ «УБРиР») (рег. номер 429)
- Анализ финансового состояния АО «Райффайзенбанк» (рег. номер 3292)
- Анализ финансового состояния ООО «Кари» (ИНН 7702764909)
- Анализ финансового состояния Коммерческого банка «Кубань Кредит» общество с ограниченной ответственностью (КБ «Кубань Кредит» ООО) (рег. номер 2518)
- Анализ финансового состояния ПАО «Кокс» (ИНН 4205001274)
- Анализ финансового состояния АО «ОТП Банк» (рег. номер 2766)
- Анализ финансового состояния ПАО «Туполев» (2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (АО «Концерн Росэнергоатом») (ИНН 7721632827)
- Анализ финансового состояния АО «АБ «РОССИЯ» (2018-2020 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «Тулачермет» (2019-2021 гг.) + демо
- Анализ финансового состояния ПАО «Интер РАО ЕЭС» (ПАО «Интер РАО») (ИНН 2320109650)
- Анализ финансового состояния ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина» (ПАО «НПО «Алмаз») (2018-2020 гг.) + демо